Мы расспросили музыканта о важности репетиций, необходимости импровизаций и возможности совмещать творчество с прагматичной работой.
--------------------
– Георгий, когда вы начали играть на музыкальных инструментах?
– Уже в детстве. У нас дома было пианино, что неудивительно, поскольку моя мама – преподаватель музыкального училища. Сначала меня тянуло к инструменту, хотелось на нем играть, но потом меня начали заставлять заниматься. Учиться я не любил никогда. В музыкальной школе посещал уроки без удовольствия, когда ее окончил, думал, все, теперь буду чем-то другим заниматься... Но вернулся к музыке!
– Вы сразу осваивали именно клавишные? На чем-то еще играли?
– Я классический пианист по образованию. На концертах, правда, пробую себя и в других качествах. Немного пою, хотя редко. Играю на бас-гитаре. Пытаюсь саксофон осваивать, правда, сейчас забросил. Инструмент у меня есть, а времени для репетиций не находится. Постоянно некогда.
– Если говорить о пианино, клавишных, то можно ли совершенствоваться в этом направлении бесконечно?
– Всегда можно найти что-то новое. Например, взять простой джазовый стандарт и его переделать, чтобы он соответствовал духу времени. В чисто классическом виде джаз сегодня мало кто играет. Мы на концертах стремимся к тому, чтобы добавлять традиционному джазу новые краски, не вдаваясь в сложности, не уходя в авангардовое звучание. Часто во время выступлений экспериментируем. Бывает, я новые гармонии нахожу, они рождаются на ходу. Специально заниматься такими поисками некогда, много различной работы, вот и импровизирую во время исполнения.
– Каков, по-вашему, современный джаз?
– Есть много современных направлений, но, на мой взгляд, в них мало что от этого жанра осталось. Я не специалист в области авангардных направлений, воспитан на классическом. Предпочитаю джаз таким, каким его представляют большинство слушателей.
– Почему вы вообще обратились к этому жанру?
– Мне он нравился в детстве, я его много слушал. Потом как-то перестал им увлекаться. А когда поступил в училище и стал заниматься музыкой профессионально, то влюбился в джаз, и с тех пор это чувство не прошло!
– Насколько для вас важны партнеры по сцене? Лучше играть с одними и теми же людьми или, напротив, привлекает разнообразие?
– Джаз предполагает, что музыканты могут выйти на сцену и сыграть вместе без подготовки. Популярен такой формат как джем-сейшн. Музыканты, прежде не знавшие друг друга, просто собираются на сцене и импровизируют. Безо всяких предварительных репетиций! На концертах мы обычно играем с одними и теми же музыкантами. У нас в Томске их немного...
– А джаз для Томска актуальный жанр?
– Сейчас он, по-моему, в нашем городе развивается. У нас музыкантов мало, поскольку долгое время у них не было условий для развития. Да, в городе проводятся хорошие солидные фестивали, но наших, томских музыкантов не особо продвигали. У них не было стимулов к развитию. Если и появлялись хорошие молодые ребята, то почти сразу все уезжали, в городе мало кто задерживался. Сейчас это меняется, стало больше концертных программ. Например, Андрей Иноземцев активно взялся за дело, я с ним сотрудничаю. Он увлечен джазом и эстрадным ретро, поет песни Синатры, Утесова и других... Свои джазовые проекты есть у Катерины Пронягиной, у меня и моей жены Натальи Николаевой-Фефеловой, у Сергея Киреева. И зритель находится, причем разного возраста. И те, кто постарше, собираются на концерты, и молодежь интересуется. Это, конечно, не массовая музыка, но уже хорошо, что у джаза есть свои слушатели.
– Какова, по вашим ощущениям, музыкальная жизнь Томска?
– Не сказал бы, что она очень насыщена. Но, по-моему, динамика все-таки положительная. Стало больше живой музыки в кафе и клубах. Не буду говорить об ее уровне, его рост – это дело времени. Но важно, что народ «объелся» ресторанных певцов, поющих под фонограмму. Это неинтересно, это не живая музыка, а какое-то караоке. Сейчас в Томске происходит примерно то же самое, что я видел в Новосибирске лет 10 назад, когда группы, музыканты играли во многих клубах.
---------------
Не отрываясь от реальной жизни
– В чем, на ваш взгляд, главная трудность творческой работы? Считается, что люди искусства несколько оторваны от обычной жизни...
– Я не хочу быть оторванным от реального мира! Думаю, надо быть в теме, знать, какая сейчас жизнь. Хочется быть и творческим человеком, и в то же время прагматиком. Я и коммерческой деятельностью занимаюсь. Не так часто, как хотелось бы, обращаюсь сегодня к творчеству. Несколько лет назад писал много музыки. Собираюсь к этому вернуться. Кстати, у меня были не только джазовые произведения. Это и рок, и эстрада. Мы их исполняем на концертах. Есть музыка таких направлений, как смус-джаз, соул, фанк. Они мне нравятся, хотя в России мало кто знает эти жанры. Они близки к работам Стиви Уандера, Уитни Хьюстон, Джорджа Бенсона. В таком стиле я и писал. А моя жена Наталья сочиняла тексты.
– Вы пишете музыку в определенные периоды жизни или все зависит от свободного времени?
– Когда оно было, я постоянно что-то сочинял... Случаются у меня периоды всплеска, когда за несколько месяцев могу написать много тем. Сейчас пишу реже, у нас появилась своя джазовая школа. Не нужно, конечно забывать про творчество. У меня столько тем написано и не доведено до конца, надо привести их в порядок. Многое пишу в стол, надо бы их оттуда достать!
– У вас был проект детских песен?
– Да, лет пять назад. К джазу он имеет отдаленное отношение. Мы записали детский альбом, сотрудничали с маленькой «Камератой», они пели, мы с женою что-то пели. Может, у этого проекта будет продолжение.
– Что характерно для детской музыки?
– Тематика текстов заметно отличается! И простота, доступность звучания. Хотя это спорный вопрос. Я как-то дал послушать наш детский альбом одной знакомой, она живет за границей, занимается музыкой, даже окончила композиторские курсы. Она мне сказала: «Что это у тебя такая сложная музыка?», а я ответил, самая сложная по мелодике композиция стала хитом из всего того, что мы писали. Но желательно, конечно, попроще вещи для маленьких детей делать, чтобы они сами могли без проблем их спеть.
-------------
Музыкальное хулиганство привлекает публику
– Георгий, вы опытный, музыкант и часто выступаете... Вам все равно надо ежедневно репетировать?
– Моя подготовительная работа заключается в том, что мне дают материал. Я его слушаю, записываю. Две-три репетиции проходят перед концертом. Музыканты у нас обычно профессионалы. Я им написал гармонические партии, мы собрались и сыграли. Если постоянно репетировать, то надоест. Всегда думаешь: скорее бы на сцену! Это здорово, когда не надо тратить много времени на репетиции. Конечно, нужно заниматься самому, чтобы поддерживать форму. Но мне постоянные концерты в этом помогают, я в джаз-кафе играю по 3 часа.
– А во время учебы вы много репетировали?
– Я всегда немного занимался. В музыкальном училище нас заставляли минимум 4 часа в день играть, а у меня набиралось максимум 3 в день, да и то это было ближе к государственному экзамену. На нем я, кстати, играл сложную программу, этюды Листа и Шопена. И сдал на «отлично»!
– Вам важна публика?
– Конечно, причем чтобы не просто люди были в зале, кто в кафе поесть зашел, а именно слушатели. Когда люди между собой разговаривают или мало народа собралось, то играешь сам для себя. Но это скучно, нет отдачи от публики.
– Как играть в таких ситуациях?
– Все равно не уходишь со сцены, это же работа! Когда играем группой в джаз-кафе, то мы оживляем народ тем, что вставляем в импровизации известные темы. Хулиганим иногда. То фрагмент из классической музыки добавим, то детскую песню, то что-то из советской эстрады. Это сразу узнаваемо, привлекает внимание слушателей, а музыке не вредит.
– Продумываете заранее такое музыкальное хулиганство?
– Нет, это спонтанно происходит!
------------
Учиться никогда не поздно
– Ваша супруга вокалист и музыкант?
– Еще и педагог. У нее тоже музыкальная семья, папа преподаватель музучилища. Наташа, как и я, никогда не хотела учиться в музыкальной школе, пыталась ее бросить. Интерес к творчеству проснулся гораздо позже. Когда мы познакомились, то она уже не расставалась с музыкой. Сегодня мы иногда вместе концертируем, а еще скоро два года, как у нас существует свое творческое объединение, «Лаборатория джаза», оно включает в себя и школу, и студию.
– Кого и чему учите?
– Играть и петь. У нас больше уклон в джазово-вокальное направление. Джаз обычно хотят именно петь. Молодежь, играющая на инструментах, пока не готова к этому жанру, предпочитает рок. На занятия приходит в основном молодежь, студенты. Но есть и люди солидного возраста, самому старшему ученику 67 лет. Берем почти всех, у кого есть хотя бы минимальные способности и слух. Несколько наших учеников уже почти готовы к сольным концертам.
----------
На отдыхе не работается
– С помощью чего вы отдыхаете от музыки?
– Активным отдыхом не увлекаюсь. Интернет, кино, общение с друзьями... Отдыхаю по-настоящему, когда раз в год выезжаю в отпуск. Иногда за границу. В этом году был на Алтае.
– В отпуске вы не играете?
– Пытался, брал с собой ноутбук, маленькую клавиатуру. Хотели что-то записать. Но на Алтае такая природа, что не до музыки было, хотелось как можно больше всего посмотреть. Отдыхал. Давно хочу хотя бы на даче, за городом попробовать поработать, но бесполезно! Стоит куда-то выехать, как хочется отдыхать. Другая обстановка, к работе не располагает.
– У вас нет «ломки», когда долго не играете?
– Физически нет, пальцы без игры на клавишах не болят. Но желание выступить появляется. Скучаю по публике. За лето, когда долго нет концертов, успеваю очень соскучиться!
Виктория ЦВЕТКОВА.