Страшный суд Князева

Процесс рассмотрения уголовного дела о «мошенничестве» дошёл до стадии показаний свидетелей

На прошлой неделе стало известно о том, что Ленинским районным судом г. Томска рассматривается скандальное уголовное дело в отношении бывшего заместителя губернатора Алексея Князева.

Он обвиняется в хищении более 10 млн рублей бюджетных средств, выделенных Министерством образования и науки на реализацию государственного контракта по созданию опытно-промышленной установки синтеза глиоксаля. Бывшего чиновника обвинили в сознательном мошенничестве и растрате бюджетных средств. Сам Алексей Князев вполне предсказуемо считает себя невиновным. Впрочем, обо всем по порядку. Начнем с свидетелей обвинения.

-----------

--

Что рассказали свидетели обвинения?

Экс главбух «Новохима» Светлана Рыбалевская утверждает, что стоимость установки и реактора не превышает 7,5 миллиона рублей. Далее всплыли более интересные вещи. Постараемся изложить их как можно более подробно и развернуто.

Доктор химических наук Алексей Князев с 2008-го по 2012-й являлся руководителем лаборатории каталитических исследований ТГУ. В 2008 году по его предложению тема «Технологии получения катализаторов для производства глиоксаля» была включена в федеральную целевую программу. На основании предложения ТГУ в 2008 году Минобрнауки объявило соответствующий открытый конкурс. Алексей Князев, назначенный руководителем им же и предложенного проекта, получил возможность самостоятельно подготовить необходимую документацию к заявке на участие в открытом конкурсе.

По инициативе Алексея Князева для исполнения госконтракта ТГУ привлек двух соисполнителей – ООО «ПК Новохим» и ООО «Глиоксаль-Т», подконтрольные ему же (учредителем «Глиоксаль-Т» был сам Алексей Князев). Распределение средств на реализацию контракта выглядело следующим образом: ТГУ – 34 млн рублей, «ПК Новохим» – 20 млн рублей, «Глиоксаль-Т» – 6 млн рублей. Помимо этого государственным контрактом было предусмотрено софинансирование проекта из внебюджета (то есть частные инвестиции) в размере 20 млн рублей для «ПК Новохим».

Не найдя требуемую сумму, он разработал схему фактического обмана ТГУ и Роснауки. Выделенные Роснаукой 20 миллионов государственных средств по фиктивным договорам выводились из оборота «ПК Новохим», обналичивались и вносились вновь на расчетный счет «ПК Новохим» под видом инвестиций. Эта круговая схема настолько понравилась вдохновителю проекта, что он «привлек» значительно больше, чем 20 млн рублей частного капитала. Согласитесь, что при таких бесконтрольных финансовых операциях теоретически трудно удержаться от соблазна направить часть денег в свой карман.

В соответствии с положениями контракта с сентября 2008 по октябрь 2009 года ТГУ совместно с привлеченными коммерческими структурами должен был разработать технологию, «ПК Новохим» – смонтировать опытно-промышленную установку синтеза глиоксаля, а «Глиоксаль-Т» – опытную установку синтеза катализитора. Естественно, все это должно было отвечать заявленным в техническом задании (ТЗ) к контракту требованиям. В итоге на выходе должен был получаться 40-процентный водный раствор глиоксаля.

Однако процесс сборки, монтажа и наладки установки синтеза глиоксаля шел с нарушениями требований государственного контракта. Например, многие комплектующие были закуплены в Китае, а не в России. В итоге на завершающей стадии выполнения государственного контракта (август-сентябрь 2009 года) установка «ПК Новохим» выдавала раствор глиоксаля, не отвечавшего необходимым требованиям.

При этом Князев, как руководитель проекта от ТГУ, отвечал за контроль выполнения соисполнителями своих работ, своевременности и обоснованности их финансирования, подготовку отчетной для Роснауки документации. То есть по сути контролировал сам себя, что позволило ему составить необходимые отчеты о выполнении этапов работ с использованием фиктивных документов и «выполнить» госконтракт в полном объеме без замечаний.

В 2011 году ООО «ПК Новохим», которое, как думали в Роснауке, на гора выдавало тонны глиоксаля и успешно его продавало (отчеты о продажах регулярно направлялись в министерство) было обанкрочено. Имущество «ПК Новохим» непонятным образом оказалось во вновь созданном аффилированном с Князевым А.С. предприятии – ООО «Новохим» (учредителем фирмы был старший брат, Андрей Князев).

В 2010 году при перемещении оборудования на другую промышленную площадку, со слов Князева, «передовая, инновационная, высокотехнологичная, уникальная, востребованная, дорогостоящая» установка синтеза глиоксаля была разобрана и находилась в таком состоянии до середины 2014 года. Проще говоря, валялась на открытом воздухе...

Если резюмировать позицию свидетелей, то получается следующее. Алексей Князев через ТГУ и «Глиоксаль-Т» выделил бюджетные деньги фирмам «Альдо-Фарм», «ПК Новохим», «Новохим». Фирма, где одним из учредителей родно брат Алексея, Андрей Князев, будучи учредителем этих фирм, банально провела средства через свои каналы и «обналичила», провернув попутно схемы с липовым «привлечением», 20 млн рублей как «соинвестирование».

В ходе выполнения указанных работ специалистами «ПК Новохим» был получен побочный продукт синтеза глиоксаля, из которого начали изготавливать «антиржавин» (используется для очистки различных замкнутых трубопроводных цепей и котлов от налетов, накипи и прочее). Именно этот препарат, а не чистый глиоксаль, стал основным коммерческим товаром, предлагаемым вновь созданным ООО «Новохим».

--

Почти святой обвиняемый

Итак, что же сказал обвиняемый по поводу рассматриваемого в суде дела?

«Я был научным руководителем этого проекта, – писал на своей странице в социальной сети Алексей Князев, – если коротко, то одна из фирм-подрядчиков не выполнила условие по привлечению собственных средств для обеспечения контракта в размере 20 миллионов рублей. Бывшими учредителями этого предприятия заинтересовались правоохранительные органы, и тем ничего не оставалось, кроме как обвинить меня во всех смертных грехах».

Правда один из тех, кого Князев назвал мошенником его- кровный (!) родственник. Другой (который и был формальным директором) отошел в мир иной, поэтому теперь не может постоять за себя.

– Хочу сказать, что те позиции, о которых я знаю, – это порядка 25 миллионов рублей, – продолжал рассказывать журналистам научный руководитель проекта прямо рядом со зданием суда. – Помимо этого, были же еще затраты на сырье, эксплуатацию, электроэнергию, аренду цехов. В целом все затраты по проекту – 56 миллионов рублей. Деньги поступили из федерального бюджета. Исполнитель не привлек свои средства, а просто «провернул» несколько раз государственные, представив их, как свои. Меня обвиняют, что установка стоила «копейки», а остальные средства — около 20 миллионов — они обналичили и отдали мне. На квартиры, дачи, катера и так далее...

Защита пока не представляла свидетелей со своей стороны. Как пообещал Князев, одним из таковых будет химик Михаил Салаев, который ранее руководил ООО «Глиоксаль-Т». Эта компания была создана в 2007 году, она занималась разработкой и производством каталитических систем для производства глиоксаля и других процессов. Правда пока не ясно – какое отношение имеет к этому делу химик – он ведь за распределение и обналичивание государственных средств не отвечал…

Судебные слушания по уголовному делу продолжаются.

Станислав МИКРЮКОВ

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру