Игры с огнем от МЧС

Насколько эффективна система оповещения пожарной сигнализации в школах и больницах Томской области?

Системы противопожарной сигнализации необходимы, с этим не поспоришь. Вовремя поступившее на пульт МЧС тревожное сообщение о возгорании, зачастую является решающим фактором для благополучной ликвидации пожара. Эти системы обязательны для всех объектов социальной сферы, для образовательных и медицинских учреждений – школ, детских садов, больниц, поликлиник, роддомов. Главное преимущество таких систем – оперативное сообщение о пожаре посредством радиосвязи.

В результате вся информация о месте и интенсивности возгорания будет передана специалистам МЧС без участия человека.Пожалуй, единственное, где срабатывает «человеческий фактор», – это процесс установки таких систем противопожарной сигнализации. Но именно к этой части сфере деятельности МЧС в данный момент накопилось немало вопросов...

Тревожный сигнал

Не так давно к нам в редакцию обратились руководители трех компаний, занимающихся монтажом систем противопожарной сигнализации – ООО «Систекомплекс», группа охранных организаций «Правопорядок» и ООО «Спецмонтаж».

Стаж работы на рынке противопожарных и охранных систем у каждой компании – около двадцати лет. В компаниях работают выпускники ТВВКУС (Томское военное училище связи, действовавшее до марта 1999 года) и ТУСУРа. За плечами у каждой из фирм – тысячи смонтированных противопожарных систем. В общем, в компетентности источника сомневаться не приходится.

По словам директоров данных организаций, исправность связи систем оповещения противопожарной сигнализации в Томске в школах и больницах сейчас под большим вопросом. Скорее всего, они просто не работают. Почему они так решили?

Как работает сигнализация

Знаете, как работает система противопожарной сигнализации? Первоначально на объект (например, школа или больница) монтируются сети: провода, датчики и прочее обеспечение, способное фиксировать факт пожара. Затем к сетям подключается ПАК – это программно-аппаратный комплекс, своеобразный «пульт», который считывает, обрабатывает и передает в МЧС на выделенной частоте сигнал о возгорании.

Приказом министра МЧС России от 28.12.2009 № 743 на снабжение в системе МЧС России принят программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг». Заказчиком разработки ПАК «Стрелец-Мониторинг» является МЧС России. Первоначально этот программный продукт был обязательным для российских противопожарных систем и также использовался в военной промышленности.

Основное конкурентное преимуществом ПАК «Стрелец-Мониторинг» - передача извещения о пожаре по специальному радиоканалу МЧС, что дает надежность в условиях ЧС и обеспечивает конфиденциальность данных о характеристиках объектов защиты.

В настоящее время существуют аналоги ПАК «Стрелец-Мониторинг», их основное отличие – разный канал связи для передачи данных о пожаре: например, это может быть GSM-канал, или иные радиочастоты.

В Томской области подключение систем пожарной сигнализации к ПАК - «Стрелец-Мониторинг», регулирует приказ № 507 от 10.10.2014. ГУ Министерствa РФ по делам гражданской обoроны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Томской области. Согласно данному приказу, определен порядок ввода в эксплуатацию ПАК «Стрелец-Мониторинг» на Томской области. Не будем описывать его детально, скажем только, что он регламентирует основные моменты подключения ПАК и этапы взаимодействия в этой связи управление МЧС Томской области, исполнителей и хозяйствующих органов (объекта противопожарной охраны).

На этапе монтажа противопожарной сигнализации ситуация выглядит благополучной: на объект «заходит» лицензированный подрядчик, устанавливает сети и передает сделанную работу заказчику. Трудности начинаются на этапе подключения к сетям оборудования программно-аппаратного комплекса. Дело в том, что лицензию на подключение такого оборудования в Томской области до недавнего времени лишь одна организация: ООО «Служба пожарного мониторинга-70» (СПМ-70). Позже лицензию на такую работу получили и фирма ООО «Системкомплекс».

Парадокс налицо: «почву» для работы готовит одна организация, а запускает систему в действие организация другая. Причем областное управление МЧС остается как бы в стороне от данного процесса. Но так ли это в действительности?

С кем лучше заключить контракт

Несмотря на то, что ООО «Системкомлекс» обладает всеми навыками и соответствующим статусом для такой работы, подключать программно-аппаратный комплекс ей не дают. Также как не дают обслуживать объект, на котором они установили систему противопожарной сигнализации. Кто не дает и по какой причине?

Стоимость услуг ООО «СПМ-70» существенно превышает расценки любой другой фирмы-конкурента. А ведь основная стратегия и решающий фактор расходования любых государственных денег – это экономия бюджета. Для сравнения: установка систем противопожарной сигнализации у «Системкомплекса» стоит 56–70 тысяч рублей за объект, у «СПМ-70» такая же работа стоит 70–80 тысяч рублей.

Тем не менее, под самыми разными предлогами, а порой и вовсе без всяких оснований томские школы и медучреждения расторгают договоры на техническое обслуживание своих противопожарных систем с ООО «Системкомплекс» и заключают договоры именно с фирмой ООО «СПМ-70».

Сразу возникает предположение, что, возможно интересы фирмы ООО «СПМ-70» как-то связаны с интересами нынешнего томского областного управления МЧС. Причина – неизвестна. Непонятно почему было оказано такое предпочтение ООО «СПМ-70». Может быть, ответ на этот вопрос кроется в том, что он или кто-то из руководства ООО «СПМ-70» приходится знакомым начальнику ГУ МЧС по Томской области Михаилу Бегуну или его заместителю по надзору Евгения Ростова?

Насколько нам известно, Олег Архипов ранее работал в структурах МЧС, а сейчас является председателем Совета томского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» (ТРО «Россоюзспас»). В общем, этот человек для структур областного управления МЧС явно не посторонний. Тогда многое становится понятным.

Письмо, расставляющее все точки над i

Приводим в пример письмо из администрации Асиновского района Томской области от 05.02.2016 года № 03-10/55, поступившее в адрес фирм, занимающихся установкой систем автоматической противопожарной сигнализации:

«Уважаемые руководители!

В результате переговоров с руководством ООО «СПМ-70», принято следующее решение:

1. Расторгнуть договоры с организациями, обслуживающими пожарную сигнализацию.

2. Заключить договоры на обслуживание пожарной сигнализации с ООО «СПМ-70».

3. Заключить договоры на обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг» с ООО «СПМ-70» из расчета 500 рублей в месяц.

Данная схема позволит нам возложить ответственность за всю пожарную безопасность на одну организацию».

А.С. Воронин был на совещании с участием заместителя начальника ГУ МЧС РФ по Томской области Ростова Е.В., и знает, что проблема неработающей пожарной сигнализации – это проблема ООО «Служба пожарного мониторинга-70».

Почему приоритеты по подключению ПАК и обслуживанию противопожарной сигнализации отдаются одной-единственной организации, эффективность работы которой так недвусмысленно ставится под сомнение?

К нам в руки попало разъяснительное письмо, автором которого является федеральный НИИ противопожарной оборoны Mиниcтерства РФ по делам гражданской обоpoны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий адресованное директору Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России генерал-майору В.И.Климкину.

Специалисты института разъясняют порядок ввода в эксплуатацию ПАК «Стрелец-Мониторинг», в соответствии с изданным «Сборником проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях.

Работники института противопожарной обороны заявляют прямо: обслуживать ПАК «Стрелец-Мониторинг» имеет право любая лицензированная МЧС организация, в том числе и на безвозмездной основе. При этом ни МЧС, ни предприятие-разработчик ПАК, «не ограничивают прав какой-либо организации на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК «Стрелец-Мониторинг», установленного в подразделениях ФПС ГПС МЧС России или иных видов пожарной охраны».

Прокуратура разберется?

Почему же в Томской области системы противопожарной сигнализации обслуживаются столь избирательно? Остается только гадать, и надеяться, что контрольно-надзорными органами будет проведена тщательная проверка данной ситуации.

Возможно, речь идет о совершенно необоснованных преференциях в адрес одной конкретной организации, и игнорирование всех остальных компаний, представляющих малый бизнес, который, как известно, власти и госорганы всех уровней должны у нас всячески поддерживать и защищать от необоснованного ущемления их прав чиновниками и госслужащими.

Между тем, согласно последним тенденциям в федеральном законодательстве, в скором времени наличие систем противопожарной охраны будет обязательным для всех зданий, вмещающих в себя большое количество людей, в том числе и для многоквартирных домов.

В 2016 году в Томской области зарегистрировано около 200 фирм, имеющих лицензию на установку систем автоматической противопожарной сигнализации, в том числе на объектах социальной сферы. Вполне возможно, всем им работы хватит. Но если томское областное управление МЧС станет продолжать делать реверансы в адрес одной-единственной компании, и в упор не замечать других, то не будет ни конкуренции, ни эффективного расходования бюджетных средств.

А главное – большие сомнения появятся в качестве установленных систем оповещения пожарной сигнализации на объектах социальной сферы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру