Как мы уже писали, бывший томский чиновник неплохо устроился в Крыму, заполучив должность руководителя Службы автомобильных дорог полуострова. Однако продлилась его работа на этом посту недолго – в данный момент служащего подозревают в предоставлении подложного документа при устройстве на работу. Эта «мелочь», судя по всему, стала лишь поводом для избавления от чиновника, который распределял в Крыму сотни миллионов рублей...
Что случилось?
По версии следствия Алексей Сафронов, являясь соучредителем и гендиректором коммерческой организации, представил в отдел кадров подложный документ. Вроде бы, поступая на должность замначальника Службы автодорог, он предъявил трудовую книжку с записью об увольнении со «Стройиндустрии М». Однако по факту он оставался гендиректором этой компании до июня. В настоящее время в отношении чиновника возбуждено и расследуется уголовное дело. Позже стало известно, что временно исполняющим обязанности начальника Службы автодорог Крыма уже назначен Александр Боченков. Сам Алексей Сафронов уголовное дело против себя комментировать отказался.
Между тем ГКУ «Служба автомобильных дорог Республики Крым» отвечает за осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на полуострове. Также предприятие отвечает за строительство дорог в Крыму по линии ФЦП и за строительство федеральной трассы «Таврида». Через ведомство ежегодно проходят миллиарды рублей. Этот факт, по всей видимости, и привлек бывшего чиновника из Томска. Просто он не рассчитал свои силы, и нашлись те, кто «посильнее»...
Вспомнить всё
Это криминальное дело не единственное в биографии Алексея Сафронова. Как мы помним, в 2014 году он едва не попал под уголовное дело и в Томске, после того как его «крестный» во власти – экс-мэр города Николай Николайчук - лишился своего поста. Тогда он чудом избежал ответственности.
Почти семь лет назад, в декабре 2010 года между городской администрацией в лице Николая Николайчука с одной стороны, и ОАО «Сибмост», ее филиалом «Мостоотряд-101», с другой, был заключен муниципальный контракт на строительство транспортной развязки на пересечении Комсомольского и Пушкина. Данным контрактом планировалось строительство семи подземных переходов на Комсомольском проспекте, улицах Вокзальной, Пушкина и 79-й Гвардейской дивизии. Вместо этого при исполнении контракта фактически было возведено два подземных пешеходных перехода и четыре надземных.
Напомним, построенные в рекордные сроки надземные пешеходные переходы на пушкинской развязке в Томске до сих пор закрыты, реальные объекты не соответствуют заявленным проектам, а значит, передать их на баланс города и ввести в эксплуатацию пока нет возможности. До 2010 года в Томске было всего два подземных перехода и один (правда, постоянно закрытый в связи с аварийным состоянием) надземный. Затем в местах массового строительства дорог и развязок появились еще семь надземных и два подземных перехода – на пушкинской развязке, в районе кольца проспект Фрунзе – улица Елизаровых и на проспекте Мира. С самого начала их строительства дело не задалось, фактически оно велось почти два года с 2010 по 2012 года. Кроме того, томичам они обошлись в астрономическую сумму, более чем 300 млн рублей (один переход стоил почти 50 млн рублей). Такой перерасход средств был тем более непонятен, ведь в Новосибирске точно такие же надземные пешеходные переходы возводили за вдвое меньшую сумму – 21–25 млн рублей. Надземные пешеходные переходы были сданы со значительными недоделками и огрехами (лифты в них так и не заработали). Но самое главное, этими пешеходными переходами томичи практически не пользуются до сих пор. Они до сих пор, вот уже 7 лет стоят пустыми, как угрюмые памятники разбазаренным бюджетным средствам. Состояние переходов сейчас плачевно, они покрылись надписями, загажены, стекла внутри разбиты, кое-где разрушен бетон. Пользоваться переходами до сих пор нельзя.
Претензии к строителям
Претензии к возведению надземных переходов появились слишком поздно, когда мэр Томска Николай Николайчук досрочно ушел в отставку в июле 2013 года. В феврале 2014 года при проверке администрации выяснилось, что новые надземные пешеходные переходы в Томске – на пушкинской развязке и на кольце в конце проспекта Фрунзе – до сих пор не введены в эксплуатацию. Причина проста – на них не было документов, ПСД на них не была составлена как положено. Аналогичная ситуация была и с двумя надземными переходами на кольце Елизаровых – Фрунзе, эти переходы практически не работали. Кто их строил и как – документов не нашли. Переход на проспекте Мира тоже «затормозился» из-за бумажных несоответствий. Работы выполнены, однако проект не может пройти госэкспертизу, потому что при изготовлении была нарушена технология возведения опор. В июле 2014 года города новый мэр Томска Иван Кляйн обратился к губернатору и инициировал проверку деятельности администрации в сфере строительства и земельно-градостроительных отношений.
В свою очередь в «Мостоотряде-101» в ответ на претензии пояснили, что проект строительства переходов меняло не предприятие, а заказчик – городской департамент капстроительства, чьим руководителем тогда был Алексей Сафронов. По словам руководителя «Мостоотряда», пушкинскую развязку в Томске его компания построила всего за год, а не за три, как полагалось по проекту. Все работы велись в пожарном режиме, в таком же режиме корректировали документацию. При строительстве развязки компании было заплачено в пределах контракта (а это около 3 млрд рублей). Однако вроде бы осталась какая-то «сверхконтрактная сумма», обоснованность которой компании впоследствии пришлось доказывать.
Препирательства между «мостовиками» и чиновниками продолжались до середины сентября. А потом в качестве «арбитров» спорящие стоны привлекли... силовиков.
Представление прокуратуры
В конце сентября прокуратура Томской области потребовала возбудить уголовные дела по факту строительства шести надземных пешеходных переходов вместо семи подземных, ну и по факту неправомерного расходования бюджетных средств, конечно. Согласно материалам проверки строительство седьмого пешеходного перехода не осуществлялось вообще, а выделенные на эти цели бюджетные средства в размере 21 миллион рублей израсходованы на иные работы. Все переходы были построены без разрешения на строительство, без внесения необходимых изменений в проектную документацию. Вопреки положениям Бюджетного кодекса РФ и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд при изменении существенных условий муниципальных контрактов новые аукционы не проводились. Бюджетные средства израсходованы на цели, не предусмотренные муниципальными контрактами. С учетом результатов проверки заместитель прокурора области Игорь Кошель направил ее материалы в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц. В свою очередь мэрия Томска сразу же потребовала от компании «Сибмост» (основной владелец «Мостоотряда») вернуть средства, выплаченные за строительство подземных пешеходных переходов на развязке Пушкина – Комсомольский проспект. Эта сумма составляет более 300 млн рублей. Следственный комитет провел проверку по представлению прокуратуры и... никаких уголовных дел не возбудил, сославшись на то, что документация на надземные переходы была разработана в соответствии с решениями выездного совещания мэра Томска, а решение о строении надземных переходов на проспекте Фрунзе и улице Елизаровых было принято коллегиально на совещании под руководством начальника гордепартамента капстроительства Алексея Сафронова.
«Ничего не помню»
В ОАО «Сибмост» не остались в долгу. Там решили доказать согласованность строительства надземных пешеходных переходов на пушкинской развязке с городской администрацией, опубликовав все документы. Согласно им, решение о внесении изменений в проект было принято на выездном совещании под руководством мэра города Николая Николайчука. Согласовали все формально бывший начальник департамента капитального строительства администрации города Томска, Алексей Сафронов и ряд других чиновников мэрии.
И действительно, по документам видно, что процесс строительства переходов был на постоянном контроле со стороны заказчика – мэрии Томска и даже надзорных органов, в том числе и прокуратуры города. Никаких нареканий тогда все эти «участники процесса» не высказывали. Подписи в документах сомнений тоже не вызывают – отвечать за все должны Алексей Сафронов и Николай Николайчук. Правда, сам Алексей Сафронов, возглавлявший департамент капитального строительства Томска с марта 2011 года по октябрь 2013 года, впоследствии заявил, что «не помнит, кто принимал решение о замене подземных переходов на надземные и почему было принято такое решение».
Сам бывший мэр Томска Николай Николайчук заявил о том, что по надземным переходам администрацией принимались технические решения, которые все отражены в протоколах, в этой части проект действительно был изменен, решили построить именно надземные переходы, чтобы не парализовать движение в городе на ул. Пушкина, пр. Комсомольском, ул. Дальне-Ключевской. На вопрос журналистов, почему тогда мэрия и прокуратура утверждают, что не были согласованы такие изменения проекта, Николайчук заявил, что «не знает, почему так произошло». Вот так – один не помнит ничего, второй – ничего не знает.
Итогом всех этих взаимных обвинений стали судебные иски мэрии Томска и компании ОАО «Сибмост» друг к другу с требованием выплатить 155 млн рублей. Департамент капитального строительства в феврале 2015 года потребовал взыскать с компании излишне выплаченные средства по муниципальному контракту, юристы «Сибмоста», в свою очередь, требовали с администрации выплату денег, которые компания потратила на сооружение надземных переходов. Этот суд в августе текущего года компания проиграла, несмотря на свою двухлетнюю борьбу в томских и московских судах...
Ну, а Николай Николайчук и Алексей Сафронов, обварившись на «проектах» в Томске и отделавшись легким испугом, поехали искать себе новые госкормушки в Крым. Но и там что пошло не так...