Подобные таргерированные препараты – последнее слово терапии онкологических заболеваний. Сам лекарственный препарат состоит из белковых молекул с лютецием-177, которые «цепляются» к опухоли и даже самым мельчайшим метастазам и целенаправленно разрушают раковые клетки при помощи радиоактивного бета-излучения лютеция. Однако работа с лютецием – сложна, требует особых условий и высокой квалификации персонала. Лицензии на его использование пока получили только несколько крупных ядерных НИИ и лабораторий в центральной части РФ.
«Мы получили изменения в лицензии на производство и применение радиофармпрепаратов. У нас в Томске появится возможность использовать препарат, меченный лютецием, так называемый Лютеций-ПСМА, для больных раком предстательной железы. Он включается на тех этапах, когда другие виды лечения уже не эффективны», ‒ сообщил ТАСС замдиректора по научной работе и инновационной деятельности НИИ онкологии ТНИМЦ РАН Владимир Чернов.
В настоящее время руководство НИИ ожидает получения всего пакета документов от Росатома, а также решает вопросы с поставками основы для лекарства с московского завода медицинских радиопрепаратов.
Лечение больных будет оплачивать государство, но делаться это будет в ограниченном количестве: каждый курс лечения стоит около двух млн рублей. Сейчас решается вопрос с выделением квот на лечение пациентов. Начать терапию планируется в первом квартале 2022 года.
В НИИ онкологии Томского НИМЦ наблюдаются пациенты из всей России, но чаще всего, конечно, из Сибири (Кемеровская, Томская области, республики Тыва, Хакасия, и Саха-Якутия). Ежедневно консультируются 5-7 пациентов с патологией предстательной железы, в месяц – до 50 человек. Каждый пятый пациент – больной с метастазами рака предстательной железы.