Та самая «экономия» Штенгелова...

Томичи ничего не знают об экологической катастрофе, которая касается почти каждого

Мы уже затрагивали тему масштабного загрязнения рек Яя и Томь марганцем и фенолом, идущим с Кемеровской области в Томь. Поэтому чудовищные превышения вредных веществ в воде, из-за которых не раз вводился режим ЧС в городе Тайга, должны тревожить и томичей. К сожалению, никто особого внимания на эту проблему не обратил, хотя река Яя протекает и в Томской области в том числе. В октябре на нас вышли жители Тайги и сообщили, что не так давно в реке Яя снова был выброс химических веществ.

Томичи ничего не знают об экологической катастрофе, которая касается почти каждого
Проблемы с экологией давно стали "визитной карточкой" компаний "КДВ"....

Правда, в этот раз никто никакого режима ЧС объявлять не стал... Так что же там происходит?

Марганец и фенол в реке Яя

Из присланного нам видео было видно, что в реку Яя около поселка Яшкино летом этого года снова слили «что-то не то», после чего вода там стала странного цвета. Гигантское пятно ярко-зеленого цвета ушло вниз по течению, к городу Тайга. Однако ни Росприроднадзор Кемеровской области, ни Роспотребнадзор региона, ни администрация Тайгинского городского округа с местным «Водоканалом» не обратили эти выбросы никакого внимания. Никто не стал проверять превышение по ПДК по аммиаку, марганцу и фенолу в реке, как раньше. Жители Тайги, как и жители Томской области, живущие вниз по течению рек Яя и Чулым, почти ничего не узнали о случившемся.

Кто виноват?

Ранее эксперты уже фиксировали содержание марганца до 20–30-кратного превышения ПДК, а содержание фенола и аммиака превышало норму в 3–4 раза, происходят регулярно. В городе Тайга из-за этого многократно вводился режим чрезвычайной ситуации, когда запрещалось пить даже водопроводную воду из-под крана, во все дома и социальные учреждения организовывался подвоз бутилированной питьевой воды.

В итоге в 2015 году были возбуждены уголовные дела в отношении генерального директора муниципального предприятия «Водоканал» города Тайга Олега Бархатова и главного инженера предприятия Алибала Мамедова. Их обвиняли в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителя и сокрытии информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. В 2017 году следователи возбудили уголовное дело и в отношении главы Тайги Юрия Шелковникова. Чиновника подозревали в сокрытии сведений о загрязнении питьевой воды. Все эти уголовные дела были впоследствии «завалены», – ни Бархатов, ни Мамедов, ни Шелковников ни к какой реальной ответственности привлечены так и не были.

Кроме того, мэрия Тайги подавала судебный иск к Яшкинскому городскому поселению и МКП «Тепловодоканал» в Арбитражный суд Кемеровской области. В качестве третьих лиц были привлечены департамент природных ресурсов и экологии, региона, Росприроднадзор и Роспотребнадзор Кемеровской области, фирма ООО «КДВ Яшкино». От муниципалитета Яшкино истцы требовали возмещения расходов, за устранение ЧС в размере 6 миллионов 357 тысяч рублей. Как сказано в иске – в результате аварии на гидротехническом сооружении Яшкино, напорного канализационного коллектора и дамбы технологического пруда, в воду реки Яя попали вредные химические вещества. А именно: фенол, аммиак, железо и марганец. Все в объеме, значительно превышающем ПДК. Администрация Яшкино отказалась признать требования, мотивировав это тем, что превышения ПДК по марганцу в реке может иметь «природное происхождение». Представители «КДВ Яшкино», в свою очередь, заявили на суде, что ничего в Яю не сбрасывают, как и в другие водные объекты. Водопотребление и водоотведение ООО «КДВ Яшкино» осуществляет на основании договора, заключенного с МУП «Энерго-Сервис» Яшкинского муниципального района.

Иск был отклонен Арбитражным судом. Вот почему до сих пор непонятно, кто именно был виноват в том, что в реке Яя выбросы по марганцу и другим химическим веществам превышают норму в 20–30 раз. Но если бы речь действительно шла о природном загрязнении реки, то оно, по логике вещей, все годы должно быть примерно постоянным, но это, как мы видим, не так. Загрязнения реки носят именно эпизодический, «пиковый» характер, что говорит именно о техногенной природе выбросов.

Всё идёт в Томь

Тем не менее подозрения насчет причастности компании «КДВ Яшкино» к сливам сточных вод в Яю окончательно не исчезли. Летом 2017 года местные активисты ОНФ посетили очистные сооружения Яшкино, и ужаснулись их внешнему виду – они были практически полностью разрушены и не действовали. По мнению общественников, с полуразваленных очистных сооружений Яшкино основная часть стоков шла не только в Яю, но и в Томь. Причем в практически в неочищенном виде, что наносило реке чудовищный ущерб, а периодически происходящие прорывы приводили к попаданию стоков в Яю, что и вызывало режим ЧС. Интересно, если даже эпизодические прорывы доводят превышение по марганцу около Тайги в десятки раз, а по фенолу и аммиаку в 3–4 раза, то что тогда творится в реке Томь с тем самым марганцем, фенолом, железом и аммиаком? И страдает тут уже по большей части не Кемеровская область, а Томская.

Правда, Томский Росприроднадзор и Роспотребнадзор все эти факты также не заинтересовали. Никаких исследований и заборов воды в Томи после ЧС в Тайге, проверки ее на содержание марганца никто так и не провел. И в трех районах Томской области ситуацию (где и протекает река Яя - прим.ред.) на этот вид загрязнений также никто не мониторил. И тот факт, что люди купаются и рыбачат в Яе и Томи, а местами эту воду используют для технических нужд, – все это прошло мимо поля зрения томских чиновников, они ничего не знали об этом, да и не желали знать.

Скважины с марганцем

Напомним, площадь производственной площадки КДВ в Яшкино составляет 10,8 гектара. Примерно 3,3 гектара используется под сооружения, а все остальное – незаасфальтированное водопроницаемое покрытие. Проверка Росприроднадзора в 2015 году показала, что около трети площади захламлено отходами производства: лом черных металлов, шлаковата и трансформаторные будки. Это примерно 20 тысяч тонн. Все ливневые стоки с промплощадки собирались и без всякой очистки сбрасывались по лоткам в технологический пруд. Вторая часть стоков предприятия после очистных сооружений отводилась в централизованную канализацию поселка. На предприятии отсутствовали зоны санитарной охраны источников водоснабжения. Самое главное – во время отбора проб из скважин, лицензия на многие из которых закончилась еще в 2013 году, были выявлены превышения ПДК по марганцу в 16 раз и по фенолу в два раза.

Вопросы вызвал и сам договор, который производитель кондитерской продукции заключил с поселковым водоканалом, по сбору и очистке стоков. Ведь по факту они не очищались – «Водоканал» Яшкино получал стоки с превышением предельно допустимых концентраций по ряду ингредиентов, и сбрасывал их в реку. Тогда совладелец холдинга «КДВ-групп», ныне печально известный кондитерский король Денис Штенгелов пообещал построить полноценные очистные сооружения на предприятии. Однако с тех пор прошло три года, но ничего не изменилось – полноценные очистные на комбинате так и не построены. Никто не отремонтировал КНС, плотину и коллектор в Яшкино. Так что загрязнение рек Томь и Яя марганцем и фенолом, судя по всему, продолжается в прежнем режиме. Очевидно, это и есть то самое «гениальное» умение «экономить и управлять», о котором так часто рассказывал в своих многочисленных интервью господин Штенгелов...

Кстати, во время суда над сотрудниками тайгинского «Водоканала» в 2017 году по поводу сокрытия информации жители города жаловались на рост желудочных заболеваний и быстрый рост раковых опухолей после употребления «марганцевой» воды. На судей это, впрочем, не подействовало. Сотрудники МП «Водоканала» г. Тайги Бархатов и Мамедов были оправданы. Вот и получается, что проблемы с онкологией кемеровчан и томичей – это их личное дело. Ну что же, как это было не раз, придется нам самим себя защищать. Редакция подготовит запросы всем заинтересованным сторонам...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру