Экологи заподозрили укладку в Томске дешевых шпал с креозотом

Чем это чревато для здоровья томичей?

07.08.2019 в 17:28, просмотров: 833

В первых числах августа в Томске с большой помпой отремонтировали трамвайные пути на улице Советской, от проспекта Кирова, до проспекта Фрунзе. На эти цели мэрия города выделила из бюджета города 23 миллионов рублей. Сам мэр Томска лично проехал этот участок пути на трамвае, проверяя качество ремонта. Восторгам в местных СМИ не было предела. Тем не менее вопросы появились. Касаются они экологии, при перекладке трамвайных путей, использовали шпалы с креозотом.

Экологи заподозрили укладку в Томске дешевых шпал с креозотом
На улице Советской уложили более 3.5 тысяч шпал

Сразу после начала ремонтных работ по улице Советской, томичи стали жаловаться на резкий запах креозота, исходящий от блестящих черных шпал, уложенных рядом с рельсами. Сомнений практически не было, - деревянные шпалы пропитывали именно этим опасным черным веществом, ведь его запах ни с чем не перепутать. Такой подход вызвал понятное недоумение- многие шпалопропиточные заводы в России уже закрылись, поэтому от этой технологии решили давно отойти. Да, креозот является хорошим консервантом, и прекрасно защищает дерево от разрушения. Тем не менее это очень ядовитое вещество, которое не выветривается десятилетиями. И сейчас, после окончания всех работ, запах креозота все еще исходит от уложенных по Советской трамвайных шпал. Все понимают, что вдыхание «паров креозота», не способствуют приятным впечатлениям и укреплению здоровья.

- Я уже не раз говорил, что креозот это опасный яд, - прокомментировал ситуацию член Общественной палаты Томской области Сергей Жабин, - в принципе, уже все шпалопропиточные заводы в стране закрыты, потому что РЖД отказались от этой технологии. В населенных пунктах России такие шпалы не применяются с 90-х годов прошлого столетия – дорожники перешли на железобетонные и пластиковые. А у нас снова стали появляться эти «макалки». В свое время на Томском ЛПК то в одном месте макали, то в другом, но через департамент природных ресурсов я их выжил оттуда. Сейчас где-то другая «макалочка» появилась…

О том, что трамвайные шпалы по улице Советской пропитаны креозотом, в мэрии Томска категорически отрицают. По словам чиновников, они «пропитаны безопасным каменноугольным маслом», разрешение на его использование подтверждено паспортом качества. В общем-то, что тут сказать, ответ вполне исчерпывающий.  Юмор тут в том, что оное «каменноугольное масло» и есть креозот (другое название – «креозотовое масло»), его именно из этого угля и получают, посредством дистилляции дегтя.

Укладка деревянных креозотных шпал по сравнению с укладкой железобетонных, дешевле в 3-4 раза. Другое дело, что подобный шаг может повредить экологии, и создать для томичей неприятные последствия. Хотя кто и когда у нас на это обращал внимание? «Випы» же на трамваях не ездят. Да и живут же люди в микрорайоне Радонежский, а там креозотом почвы пропитывались несколько десятилетий…

Кроме того стало известно, что дышать креозотом придется не только тем, кто ходит или живет по улице Советской. Руководитель Трамвайно-Троллейбусного Управления Томска Андрей Сосновский сообщил о том, что городские власти планируют повторить подобную практику ремонта еще на нескольких участках трамвайных путей города. Администрация города прорабатывает вариант последующего ремонта еще нескольких участков путей, в приоритете участки от площади Кирова в сторону площади Дзержинского, трамвайное кольцо на площади Батенькова. Несмотря на весь этот оптимизм, мы намерены разобраться во всей этой истории и сделать запросы о том - сколько же именно шпал было закуплено по факту, где их взяли, и чем же они все-таки были обработаны?