Сразу после начала ремонтных работ по улице Советской, томичи стали жаловаться на резкий запах креозота, исходящий от блестящих черных шпал, уложенных рядом с рельсами. Сомнений практически не было, - деревянные шпалы пропитывали именно этим опасным черным веществом, ведь его запах ни с чем не перепутать. Такой подход вызвал понятное недоумение- многие шпалопропиточные заводы в России уже закрылись, поэтому от этой технологии решили давно отойти. Да, креозот является хорошим консервантом, и прекрасно защищает дерево от разрушения. Тем не менее это очень ядовитое вещество, которое не выветривается десятилетиями. И сейчас, после окончания всех работ, запах креозота все еще исходит от уложенных по Советской трамвайных шпал. Все понимают, что вдыхание «паров креозота», не способствуют приятным впечатлениям и укреплению здоровья.
- Я уже не раз говорил, что креозот это опасный яд, - прокомментировал ситуацию член Общественной палаты Томской области Сергей Жабин, - в принципе, уже все шпалопропиточные заводы в стране закрыты, потому что РЖД отказались от этой технологии. В населенных пунктах России такие шпалы не применяются с 90-х годов прошлого столетия – дорожники перешли на железобетонные и пластиковые. А у нас снова стали появляться эти «макалки». В свое время на Томском ЛПК то в одном месте макали, то в другом, но через департамент природных ресурсов я их выжил оттуда. Сейчас где-то другая «макалочка» появилась…
О том, что трамвайные шпалы по улице Советской пропитаны креозотом, в мэрии Томска категорически отрицают. По словам чиновников, они «пропитаны безопасным каменноугольным маслом», разрешение на его использование подтверждено паспортом качества. В общем-то, что тут сказать, ответ вполне исчерпывающий. Юмор тут в том, что оное «каменноугольное масло» и есть креозот (другое название – «креозотовое масло»), его именно из этого угля и получают, посредством дистилляции дегтя.
Укладка деревянных креозотных шпал по сравнению с укладкой железобетонных, дешевле в 3-4 раза. Другое дело, что подобный шаг может повредить экологии, и создать для томичей неприятные последствия. Хотя кто и когда у нас на это обращал внимание? «Випы» же на трамваях не ездят. Да и живут же люди в микрорайоне Радонежский, а там креозотом почвы пропитывались несколько десятилетий…
Кроме того стало известно, что дышать креозотом придется не только тем, кто ходит или живет по улице Советской. Руководитель Трамвайно-Троллейбусного Управления Томска Андрей Сосновский сообщил о том, что городские власти планируют повторить подобную практику ремонта еще на нескольких участках трамвайных путей города. Администрация города прорабатывает вариант последующего ремонта еще нескольких участков путей, в приоритете участки от площади Кирова в сторону площади Дзержинского, трамвайное кольцо на площади Батенькова. Несмотря на весь этот оптимизм, мы намерены разобраться во всей этой истории и сделать запросы о том - сколько же именно шпал было закуплено по факту, где их взяли, и чем же они все-таки были обработаны?