В Томской области продолжает оставаться напряженной обстановка с распространением коронавирусной инфекции. О том, почему нужно вакцинироваться и как изменилась структура заболевания «МК в Томске» попросил рассказать начальника респираторного госпиталя для лечения пациентов с COVID-19 в Томской областной клинической больнице Вячеслава Алипова.
«МК в Томске»:
- Вячеслав Валерьевич, расскажите, пожалуйста, как врачи, работающие в «красной зоне» относятся ковид-диссидентам и антипрививочникам? В чем заключается причина популярности у населения этих течений и существования прослойки населения, не доверяющей официальной медицине? Как вы относитесь к идее обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции?
Вячеслав Алипов:
- Конечно, медицинским работникам, и особенно врачам красной зоны, приходится сталкиваться с ковид-диссидентами. В основном это люди, которые активно пользуются соцсетями и интернетом. Это не только молодежь, но и пожилые. Они рассказывают друзьям и соседям различные слухи. По их словам, коронавирус – это мировой заговор, эксперимент и так далее. Часто врачам приходится их подолгу убеждать в обратном. При этом, реальная опасность активируется. В таких случаях мы даже иногда жалеем, что не можем показать то, что происходит в реанимации.
В основном пациенты этой категории с легким течением заболевания. И если кто-то из них переносит болезнь в более тяжелой форме, то он кардинально меняет свое мнение. К счастью, среди врачей, по крайней мере, в моем окружении, таких нет.
Что касается антипрививочников, то они встречаются как среди больных, так и среди врачей. Как правило, у пациентов убеждения основываются, в основном, на информации из интернета, от различных лже-ученых, нечистоплотных блогеров, которые жаждут расширить число своих подписчиков. Врачи же строят свои убеждения на медицинских знаниях, в основном об иммунитете. Они опасаются последствий иммунного ответа на ведение вакцины: от аллергических реакций до развития каких-либо аутоиммунных заболеваний. И основываются они в этом на статьях и публикациях различных нелицензированных и опять же псевдо медицинских источников. По моим наблюдениям, таких врачей становится все меньше. Постепенно они, столкнувшись с ковидом, так или иначе приходят к положительному решению о вакцинации.
Что касается идеи об обязательной вакцинации, то в медицинских кругах она непопулярна. Человек должен сам придти к этому решению. И в этом ему нужно помочь. А не заставлять.
- Во время третьей волны коронавируса изменилось ли отношение к опасности, исходящей от новой инфекции, или все уже понемногу привыкли, что вирус может подстеречь в любом месте? По-прежнему ли в «красной зоне» действуют суровые правила безопасности?
- Во время третьей волны сохранилось и даже усилилось ответственное отношение к опасности, исходящей от коронавирусной инфекции. Просто врачи к этому стали спокойнее относиться. А вакцинация еще больше усиливает это чувство покоя. В «красной зоне» по-прежнему соблюдаются неукоснительные правила безопасности. Все прекрасно понимают все риски и опасность этой болезни.
- Много ли привитых пациентов, по ваши ощущениям, попадает в больницу?
- По моим ощущениям, среди поступающих в респираторный госпиталь, привитых менее или около одного процента. По-прежнему, среди заболевших я не встречал тяжелого течения болезни. И в беседах с привитыми, они признаются, что не жалеют, что вакцинировались. Они осознают, что прививка не дает гарантии от заболевания. Но это гарантия от тяжелого течения и его осложнений. Это мое глубокое убеждение.
- Изменился ли состав качественный пациентов в ковидных отделениях? Стали они старше, младше, больше «тяжелых» больных или меньше, может, появились новые, неожиданные симптомы болезни?
- Если говорить о составе поступающих больных, то опять же субъективно исследований на этот счет не проводилось. Несколько помолодел контингент больных. Стало наблюдаться более быстрое развитие заболевание. Ухудшение состояния даже на фоне активного лечения за два-три дня. Симптомы заболевания, в общем-то, остались прежними. Несколько увеличилось количество так называемых тромбоболических осложнений. Это инфаркты, инсульты, острые повреждения почек и другие.
- Насколько более отлаженной стала система работы с коронавирусными больными в техническом плане, хватает ли персонала, средств индивидуальной безопасности, оборудования, в том числе высокотехнологичного, и организационном плане - своевременно ли производятся дополнительные выплаты за работу в красной зоне?
- На личном опыте работы с октября 2020 года, хочу отметить, что организация работы в респираторных госпиталях, начиная от маршрутизации до схем лечения больных стали более четкими, отлаженными. Исчезла нервозность, определенная паника при работе с больными. Каждый делает свою работу. Персонал прошел естественный отбор. Остались только профессионалы. И их достаточно.
Хочется отметить организацию в «красных зонах» высокотехнологичной медицинской помощи. Ковидные больные, как и обычные больные могут своевременно получить все виды помощи. Это кардиологическая, включающая эндоваскулярные операции, стентирование и так далее. Это нефрологическая помощь, в том числе гемодиализ. Хирургическая помощь – это все виды операций: абдоминальные, торакальные, сосудистые. Пациенты могут получить консультации любого специалиста как очно, так и дистанционно, с помощью телемедицинских консультаций.
К счастью для нас, этот нелегкий труд пока своевременно оплачивается.
Напомним, ранее «МК в Томске» рассказал о том, что на 16 августа в Томской области было зарегистрировано 39 133 случая коронавируса.