Берегите детей: «АУЕ» в Томске

Почему размах полукриминального движения в среде томских подростков так и не получил должной оценки?

Прошлогодняя шумная история про задержание группы несовершеннолетних подростков поздним вечером 9 мая в Кировском РОВД Томска, сделала явной проблему, о которой тогда сообщили лишь немногие местные СМИ. Напомним, двое полицейских после того майского вечера попали под следствие и предстанут перед судом. Однако, как выясняется, до сих пор не дана оценка поведения самих потерпевших. Хотя их образ жизни можно назвать не менее опасным для общества, причем, увы, характерным для многих подростков.

Почему размах полукриминального движения в среде томских подростков так и не получил должной оценки?
АУЕ, судя по всему, появилось и в Томске....

Знакомые замашки...

Напомним, группа подростков из поселка Мирный Томского района стояла на пути многотысячной колонны людей, возвращавшихся по улице Нахимова после праздничного фейерверка в честь Дня Победы. По свидетельству очевидцев, подростки задирали всех подряд проходящих, включая сотрудников полиции. Их поведение вполне вписывалось в асоциальные шаблоны, которые, безусловно, были им хорошо знакомы: на их личных страничках в социальных сетях журналисты нашли фотографии с амулетами, на которых изображена воровская символика. И на капоте полицейского автомобиля, по которому кто-то из них топчется ногами, – то же.

Кроме того, года полтора назад эти мирнинские «подростки» уже попадали в поле зрения полиции. В своем поселке они ограбили и избили парнишку, но, несмотря на заявление матери потерпевшего, никто из них даже не поставили на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних. Хотя одному из них в этом году уже исполнилось 18, а двоим по 17 лет...

Если бы мирнинские подростки полтора года назад после избиения сверстника получили «по заслугам», никакого продолжения подросткового криминального куража не было бы. Поэтому молодые люди остались в этом круге и в полной мере наслаждаются безнаказанностью, такой сладкой и безвозвратной в этом возрасте.

Что происходит?

Между тем демонстративно презрительное отношение к полиции, увы, теперь в моде. Этому негативному социальному явлению даже уже дали название – субкультура «АУЕ». Демонстративная пропаганда так называемых «арестанских» ценностей. Дословно «АУЕ» переводится как «арестантский уклад един». Идеология субкультуры – культ тюремных понятий и тюремной романтики, стилизованный под молодежную культуру, культ силы, воровства и тунеядства. Впервые на федеральном уровне о нем заговорили три года назад, когда банда подростков «АУЕ» атаковала полицейский участок в Забайкалье. В считанные месяцы криминальная субкультура распространилась по территории большей части России. Сначала опутало Сибирь и часть Дальнего Востока. В Чите все подростки знают об «АУЕ», и большая часть причисляет себя к этому движению. В некоторых местных школах члены молодёжной группировки собирают ежемесячную дань со своих одноклассников. На их языке это называется «грев на зону» – деньги переводятся криминальным авторитетам, отбывающим наказания в тюрьмах.

В итоге проблему признали на федеральном уровне, причем степень угрозы «АУЕ» стала оцениваться как общенациональная. Об этом, в частности, говорила ответственный секретарь Совета по правам человека в России Яна Лантратова: «Выяснилось, что многие детские учреждения находятся под влиянием криминальной субкультуры под названием «АУЕ». Это, когда на зоне сидит человек, у него есть телефон, и он может поставить своих «смотрящих», устанавливающих свои порядки (речь идет о школах и других образовательных учреждениях). В том числе и детских домах. Детей даже заставляют сдавать деньги на «общак» для зоны. А, если они не сдают, то переходят в разряд «опущенных», над ними откровенно издеваются. Мы узнали, что рядом находится лицей, в котором за полгода пять детей совершили самоубийства. Историю тихонечко замяли, сказали, что никакого отношения эти самоубийства к АУЕ не имеют, хотя, сами сотрудники нас сказали, что все взаимосвязано».

Кстати, секретарь Совета по правам человека рассказывала об этом на совещании с участием президента, и Владимир Путин во всеуслышание обещал поддержку в борьбе с этой новой напастью.

Подобных статусов на на страницах подростков - более чем достаточно

В Томске тоже?

Ни для кого не секрет, что неформальное криминальное движение, которое ориентировано на школьную молодежь, пустило корни в разных томских образовательных учреждениях. Сельские школы – благоприятная среда для криминальной субкультуры, которая легко адаптируется через социальные сети. А потом из сетей выходит наружу, и то, что на тематических страницах просто казалось «воровской романтикой», превращается в быт, где ежедневно есть место насилию и издевательствам не только над сверстниками, но даже над взрослыми людьми.

В сельской школе подростку некуда вырваться. Да и в городское школе уклад может оказаться похожим, потому что ни власти, ни педагоги, ни родители не знают, как реагировать на увлечения этой новой криминальной субкультуры у детей. Ни педагоги, ни власть не заинтересованы в том, чтобы признать реальные масштабы проблемы, потому что иначе эту самую проблему придется как-то решать. Родители – тоже в этой обойме. Они будут защищать и покрывать своего ребенка, которого криминальная среда вынудила на правонарушение.

Распространяется через Интернет

Масштабы проникновения криминальной субкультуры в российские школы и общеобразовательные учреждения поражают. Особенно заметно это в Интернете. В социальных сетях существуют сотни специализированных групп, посвящённых «АУЕ». А число их подписчиков может дать фору количеству подписавшихся на любое СМИ в тех же сетях. Комментарии вроде «АУЕ – жизнь ворам!» или «Фарту масти АУЕ!» можно легко найти на многих интернет-форумах, в чатах и даже в многопользовательских онлайн-играх.

«АУЕ» — это проклятье современной молодежи, заразная болезнь, которая все шире захватывает детей и расползается из одного региона в другой. С каждым годом опасная субкультура вовлекает в свои сети все больше адептов. Они с увлечением постигают привычки и нормы поведения заключенных, избивают и насилуют сверстников и даже вступают в столкновения со стражами порядка. Есть целый список преступлений и погромов, которые в последние годы устроили «дети» из «АУЕ». Эти факты шокируют и заставляют ужаснуться тому, чем все может закончиться, если проблему вовремя не удастся решить.

Там есть примеры совершенно чудовищные. «В одном из микрорайонов Казани 16-летние подростки со взрослыми товарищами пытались выбить деньги у сверстника. На стрелку тот пришел с отцом, — описывает дальнейшее «Новая газета», — убили обоих, забрали ключи от квартиры, зашли, расправились с матерью, забрали бытовую технику. В одном из поселков Читы двое подростков зарезали 17-летнего однокашника по вечерней школе, а заодно и его мать, опасаясь, что она видела, с кем сын пошел общаться на лестничную площадку».

А вот случай, который произошел в 2016 году селе Новопавловка Забайкалья. Против сбора с девятиклассников дани в «общак» и избиения непокорных взбунтовались родители. Учинили самосуд над рэкетирами. Разборки позже продолжились — тут и угрозы поджогов тем, кто выходит из подчинения, и реализация угроз, и штурм участка с освобождением задержанного уголовника, державшего село в страхе. А еще на восставших родителей написали заявления, заведено уголовное дело.

Не доводи до беды...

Помните, что произошло в Керченском политехническом колледже 17 октября 2018 года? Студент колледжа в Керчи заложил взрывное устройство в здании учебного заведения и открыл стрельбу по студентам и работникам, после чего застрелился сам. В результате взрыва и стрельбы погибло более 20 человек, включая самого стрелка, около 70 человек пострадали. По количеству жертв керченская бойня стала крупнейшим массовым убийством в учебном заведении в новейшей истории Европы.

После массовой бойни в Керчи власти не могли уже просто отмахнуться от новой криминальной субкультуры, которая через социальные сети захватила десятки тысяч подростков по всей стране. Вскоре после трагедии указом Владимира Путина Росгвардии было поручено усилить контроль за оборотом оружия, а, спустя месяц, в декабре, президент подписал закон, предусматривающий возможность незамедлительной блокировки интернет-сайтов с информацией, побуждающей детей к совершению опасных для жизни противоправных действий. Именно там расцвела новая молодежная тенденция, основанная на криминальной субкультуре под аббревиатурой «АУЕ». Она в считанные годы распространилась почти по всей территории страны, массово внедряясь в школы, интернаты и колледжи. Основной контингент – дети в возрасте от 10 до 17 лет. То есть, самая беззащитная часть населения и, главное, та ее часть, которой в скором времени предстоит «строить наше будущее»...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру